Typical street scene in Santa Ana, El Salvador. (Photo: iStock)

(Фото: Aydinmutlu/iStock by Getty Images)

Журнал «Обзор МВФ» : Неравномерный мировой подъем, сложные глубинные течения

14 апреля 2015 г.

  • Прогноз мирового роста остается на уровне 3,5 процента в 2015 году и 3,8 процента в 2016 году.
  • Расхождения в темпах роста: более высокие темпы в странах с развитой экономикой, более низкие — в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах.
  • Макроэкономические риски снизились, но финансовые и геополитические риски возросли.

Перспективы роста в основных странах различаются, отмечается в последнем выпуске «Перспектив развития мировой экономики» (ПРМЭ). В странах с развитой экономикой прогнозируется укрепление роста в 2015 году относительно 2014 года, но в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах ожидается более слабый рост.

Заправочная станция в Нью-Дели, Индия. По предварительным данным, в странах-импортерах нефти рост доходов в результате снижения цен на нефть ведет к увеличению расходов (фото: Атлаф Кадри/AP/Corbis).

Заправочная станция в Нью-Дели, Индия. По предварительным данным, в странах-импортерах нефти рост доходов в результате снижения цен на нефть ведет к увеличению расходов (фото: Атлаф Кадри/AP/Corbis).

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В целом прогнозируется, что мировой рост составит 3,5 процента в 2015 году и 3,8 процента в 2016 году — в основном на том же уровне, что в прошлом году. Но за этой сводной цифрой скрываются различные тенденции (см. таблицу).

«Перспективы стран по всему миру формируются под действием ряда сложных сил», — сказал Оливье Бланшар, экономический советник и директор Исследовательского департамента МВФ. «Проблемы, унаследованные от финансового кризиса и кризиса зоны евро, — слабые банки и высокие уровни задолженности государства, корпораций и домохозяйств — все еще сдерживают расходы и экономический рост в некоторых странах. В свою очередь, низкие темпы роста замедляют процесс сокращения доли заемных средств в балансах».

Бланшар также отметил, что сочетание старения населения, снижения инвестиций и медленного роста производительности приведет к значительно более низким потенциальным темпам роста как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующимся рынком. «В свою очередь, более ограниченные перспективы уже сегодня приводят к сокращению расходов и снижению роста», — сказал он.

Помимо этих двух фундаментальных сил, сейчас преобладают два фактора, оба из которых оказывают сильное воздействие на распределение: снижение цены на нефть и изменения обменных курсов.

«Большие изменения относительных цен, будь то обменные курсы или цена на нефть, приносят кому-то выгоды, а кому-то потери», — сказал Бланшар.

Страны с развитой экономикой имеют более высокие показатели

Мировой рост в 2015 году будет опираться на оживление активности в странах с развитой экономикой (прогнозируется повышение темпов с 1,8 процента в прошлом году до 2,4 процента в этом году), которому способствует снижение цен на нефть, говорится в ПРМЭ.

По прогнозу, в США экономический рост в 2015–2016 годах будет превышать 3 процента. Внутреннему спросу будут способствовать снижение цен на нефть, более умеренная бюджетная корректировка и сохраняющаяся поддержка со стороны адаптивной денежно-кредитной политики, несмотря на прогнозируемое постепенное повышение процентных ставок и некоторое сдерживающее влияние на чистый экспорт укрепления доллара за последний период.

После слабой динамики во втором и третьем кварталах 2014 года в зоне евро отмечаются признаки ускорения роста, чему способствуют снижение цен на нефть, низкие процентные ставки и низкий курс евро.

В Японии после разочаровывающих результатов 2014 года ожидается, что ослабление иены и снижение цен на нефть приведут к ускорению роста.

В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах рост замедлится

Прогнозы роста для большинства стран с формирующимся рынком и развивающихся стран немного ухудшились. Прогнозируется замедление роста с 4,6 процента в 2014 году до 4,3 процента в 2015 году. Это обусловлено несколькими факторами.

• Снижения цен на нефть приведут к резкому замедлению роста в странах-экспортерах нефти, особенно тех, которые также испытывают сложные исходные условия, например, геополитическую напряженность в случае России.

• Повышенное внимание официальных органов Китая к снижению уязвимости, вызванной быстрым ростом кредита и инвестиций за последнее время, вероятно, приведет к дальнейшему замедлению инвестиций, особенно в недвижимость.

Перспективы стран Латинской Америки будут продолжать ухудшаться из-за снижения цен на биржевые товары. На перспективах Бразилии также сказываются засуха, ужесточение макроэкономической политики и негативные настроения частного сектора.

В отличие от стран с развитой экономикой, во многих странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, являющихся импортерами нефти, потребители получают меньшую часть непредвиденных выгод от снижения цен на нефть, что, предположительно, ограничивает возможный импульс для роста. Вместо этого ожидается, что выгоды от снижения цен на нефть в большей мере достаются государству (например, в виде экономии средств от сокращения энергетических субсидий) и поэтому могут использоваться для укрепления государственных финансов.

Вместе с тем, в странах с низкими доходами в целом сохраняются высокие темпы роста. Ожидается, что рост лишь немного замедлится, с 6 процентов в 2014 году до 5½ процента в 2015 году, и затем вновь ускорится в 2016 году, отчасти благодаря повышению внешнего спроса стран с развитой экономикой, являющихся торговыми партнерами.

Риски для прогноза стали более сбалансированными

Риски для мирового роста теперь более сбалансированы, чем полгода назад, но все еще смещены в сторону снижения темпов роста. Макроэкономические риски немного уменьшились (например, риски рецессии и дефляции в зоне евро), но финансовые и геополитические риски возросли.

Что касается возможного ускорения роста, импульс для мирового роста от снижения цен на нефть может оказаться большим, чем ожидается. Тем не менее, остаются актуальными следующие риски отставания от прогноза:

• Дальнейшее резкое повышение курса доллара может вызвать финансовую напряженность в других странах, особенно странах с формирующимся рынком.

• Все еще вызывает обеспокоенность риск дестабилизирующих изменений цен активов в условиях низких премий за срок и премий за риск на рынках облигаций. Поскольку условия, создавшие такую конъюнктуру цен активов (очень мягкая денежно-кредитная политика и большой разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства в основных странах с развитой экономикой), в настоящее время меняются, возможны неожиданные перемены и резкая реакция рынков.

• Геополитическая напряженность, обусловленная происходящими событиями в Украине, на Ближнем Востоке и в Западной Африке, может породить региональные и глобальные вторичные эффекты.

• Стагнация и низкая инфляция в странах с развитой экономикой, несмотря на недавнее повышение прогнозов роста на ближайший период для некоторых из этих стран, могут препятствовать восстановлению.

Повышение темпов роста все еще является приоритетной задачей

В ПРМЭ подчеркивается настоятельная потребность в решительных мерах для повышения фактических и потенциальных объемов производства.

Во многих странах с развитой экономикой мягкая денежно-кредитная политика остается необходимым условием для поддержки экономической активности и повышения инфляционных ожиданий. Имеются также веские основания для увеличения инфраструктурных инвестиций в некоторых странах и проведения структурных реформ, с тем чтобы устранить недостатки, которые обнажил кризис, мобилизовать инвестиции и поднять потенциальный объем производства. У стран разные приоритеты, но многим странам с развитой экономикой пошли бы на пользу реформы для повышения коэффициента участия в рабочей силе (в Японии и зоне евро) и общих уровней занятости (ввиду старения населения), а также меры по преодолению чрезмерной задолженности частного сектора.

Во многих странах с формирующимся рынком и развивающихся странах имеется лишь ограниченный потенциал для поддержания роста посредством макроэкономической политики. Вместе с тем, в странах-импортерах нефти снижение цен на нефть ослабит инфляционное давление и уменьшит внешнюю уязвимость, а в странах с нефтяными субсидиями снижение нефтяных цен может обеспечить возможности для укрепления бюджета. С другой стороны, экспортеры нефти должны преодолеть сильный шок условий торговли и будут испытывать большую бюджетную и внешнюю уязвимость. Страны, обладающие соответствующими бюджетными возможностями, могут пойти на постепенную корректировку государственных расходов с учетом более низких доходов от нефти. В других странах, отличающихся некоторой гибкостью валютных курсов, снижение курса способствовало бы проведению такой корректировки.

Странам с формирующимся рынком и развивающимся странам также предстоит осуществить важные структурные реформы. Эти страны могут добиться роста производительности, смягчая ограничения на торговлю и инвестиции, устраняя узкие места в инфраструктуре (Индия, Южная Африка) и улучшая деловой климат (Индонезия и Россия). В других странах (Бразилия, Индия и Южная Африка), реформы образования и рынков труда и продукции могут помочь повысить участие в рабочей силе и производительность. Наконец, снижение цен на нефть дает возможность сократить энергетические субсидии и заменить их более адресными программами, а также провести реформы налогообложения энергоресурсов (в том числе в странах с развитой экономикой).

«Набор мер различен для каждой страны, — сказал Бланшар. — Поскольку многие из этих реформ сопряжены с краткосрочными политическими издержками, важно тщательно выбрать оптимальные меры».

Picture 3